Вчера с отцом трендели. И вспоминали переходные годы, когда ничего не производилось, но торговля шла полным ходом, и, казалось, что все ударились в коммерцию. Собственно, и я сама тогда торговала на рынке чем-то типа перчаток из ангоры: были такие в моде, разноцветные, пушистые, ни и вообще всякой фигней, ибо есть надо было что-то. Правда недолго, потому что продавец из меня тот еще. Но речь не обо мне и даже не об отце, на тот момент тоже оставившему свой Геологоразведочный институт и проектировку рудников и заводов по дОбыче и обработке металлов и подавшемуся в компанию с гордым именем "Элизабет", которая торговала всякой химией, а о его друге. Собственно, менять сферу деятельности и бросаться в оптовую коммерцию бывшему советскому инженеру, да еще и главному инженеру - это романтика почище "Фауста" Гете. А мой отец, устроившись сам притащил туда, по доброте душевной одного из своих знакомых. Он у меня такой, чувствительный. Всем пытается помочь. Достаточно только ему поведать, как тяжело тебе живется, и дело - в шляпе... Поэтому лично я стараюсь не очень ему жаловаться. Но опять таки речь не о нем, а о том самом знакомом, которого он привел в компанию, и который должен был приносить этой самой компании пользу в виде клиентов, мечтающих о вагонах белизны, хозяйственном мыле и прочем...
А клиентов надо было найти и убедить выбрать именно "Элизабет" среди полчищ других компаний.
Кстати о полчищах: папин друг был в советское время военным и, кажется именно полковником, а выйдя на раннюю военную пенсию работал как-то при совмине. То есть вы понимаете... Гибкость и менталитет - это наше все.
И вот выдали ему список возможных клиентов и велели ему узнать "что им может быть надо."
И начал он звонить. Первые звонки происходили приблизительно так:
- Добрый день. Это ООО "Нью Васюки"?... А что вам надо?!
Дальше этого, как вы понимаете, разговор обычно не заходил.
Мой папа решил немного подкорректировать тактику ведения переговоров.
- Леш, но послушай. Для начала надо бы представиться самому, свою фирму, и только потом переходить к делу.
- Добрый день, вас беспокоит "Элизабет" - чеканил он, причем "Элизабет" у него звучало вроде позывных - Мы можем быть Вам полезны...
Хотя полковник по-прежнему не отличался особенным красноречием, дело вроде пошло на лад, но тут вмешались высшие силы в виде, психологического тренинга, организованного руководством компании для сотрудников. Цель этого тренинга была научить правильно общаться и налаживать контакты.
Приглашенный психолог в своей лекции особенно напирал на личностный контакт.
- Представьте себе, - говорил он, - Вы звоните, а там берет трубку секретарь, у которой таких звонков как ваш, по тыще в день... А вы еще и начинаете "вас беспокоит"... Эту фразу забыть. У нее и без Вас беспокойства хватает. Вы лучше попытайтесь ее разговорить, поговорите о погоде если хотите, узнайте как ее зовут...
Дальше было так. Кто пердупрежден, тот вооружен. Наш полковник вооружился на славу.
- Добрый день... Девушка, а девушка, как вас зовут?...
Девушка повесила трубку... Полковник был настойчив:
- Добрый день. Вас бес...
Вспомнив о запрещенных словах, полковник оборвал разговор, выругался и попытался еще раз:
- Девушка, добрый день... Меня зовут Алексей Николаевич... А Вас как? ... А какая у Вас погода?...
Тут ему сказали что-то вроде: "Послушайте, Алексей Николаевич, либо дело говорите, либо уж не беспокойте людей по пусту."
И тут он сорвался:
- Я?! Я вас беспокоил, беспокою и буду беспокоить. Вы меня ясно поняли?!

Проржавшись, отец понял, что с полковником каши не сваришь, и больше не мешал ему раскладывать пасьянс на компьютере, а всем занимался сам, пока не смог вновь вернуться к своим проектам.
Но это уже совсем другая история.